Главная » Статьи » Справочник

Гагу Горно Алтайск Ксе
гагу горно алтайск ксе

Новое в библиотеке от 07.07. г.

09.05: Алексий П.В. Эриашвили Н.Д. Курбанов Р.А. Кузбагаров А.Н. Беспалов Ю.Ф. Кубарь И.И. Ахвледиани Ю.Т. Щербачева Л.В. Джибуа И.В. Агибалова В.О. Миронов А.Л. Коробко В.И. Коршунов П.Н. Жилищное право. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция». - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, .- 511 с.

Новое в библиотеке от 04.07. г.

09.40: Судя по посещаемости, 75% потенциальных посетителей библиотеки - на каникулах. По этому весь эксклюзивный материал будет на первой странице сайта до поздней осени.

09.25: Абдрахманов Р.С. Амиров К.Ф. Арабули Д.Т. Багаутдинов Ф.Н. Бакулина Л.В. Володина Л.М. Гуськова А.П. Еникеев З.Д. Зинатуллин З.З. Зиннуров Ф.К. Казанцев С.Я. Калинкина Л.Д. Кудин Ф.М. Кудрявцева А.В. Клюкова М.Е. Марданов Д.Р. Мезяев Н.Б. Муратова Н.Г. Мишин А.В. Орлова А.А. Прошляков А.Д. Россинский С.Б. Татьянина Л.Г. Хисамутдинов Ф.Р. Челышев М.Ю. Шамардин А.А. Якушин С.Ю. Уголовный процесс. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, .- 663 с.

09.20: Аверьянова Т.В. Архипова И.А. Боков А.А. Ведерников Н.Т. Волынский А.Ф. Гаврилин Ю.В. Головин А.Ю. Григорьев В.Н. Жбанков В.А. Зинин А.Н. Корухов Ю.Г. Кустов А.М. Лавров В.П. Лапин В.О. Майлис Н.П. Моисеева Т.Ф. Подшибякин А.С. Посельская Л.Н. Тишутина И.В. Тушканова О.Н. Тюнис И.О. Холодный Ю.И. Чегодаева С.С. Шурухнов Н.Г. Яблоков Н.П. Криминалистика. Учебник для студентов вузов. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, .- 943 с.

09.15: Аветисян М.В. Гайдаренко Л.В. Деева В.А. Князев В.В. Кобулов Б.А. Кобиашвили Н.А. Мухина Т.Н. Паластина И.П. Руденко О.Е. Филатов В.В. Хомутенникова Т.В. Менеджмент. Учебное пособие. - Москва: Юриспруденция, .- 240 с.

09.10: Айсина Ф.О. Андреева И.А. Бородина С.Д. Воскресенская Н.О. Квасов А.С. Козлова Е.А. Кривцова Н.С. Маркова А.Н. Мурашова Е.М. Никитич Л.А. Носов В.Е. Скворцова Е.М. Топалова Ю.И. Черных Р.М. Культурология. История мировой культуры. Учебник для вузов. Серия «Cogito ergo sum»- Москва: ЮНИТИ-ДАНА, .- 600 с.

09.00: Алексий П.В. Рассолов М.М. Эриашвили Н.Д. Петров И.В. Борякова С.А. Волкова Г.А. Староверова О.В. Волкова Н.А. Карцхия А.А. Гаврилов Э.П. Прокопович Г.А. Витушко В.А. Залесский В.В. Малинкович М.В. Павлов В.П. Рассолова Т.М. Чефранова Е.А. Горбунов М.А. Богданов Е.В. Кирсанов А.Ю. Гражданское право. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция». - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, .- 895 с.

Новое в библиотеке от 03.07. г.

Новое в библиотеке от 02.07. г.

Доцент кафедры антропологии, физиологии, анатомии человека, экологии, руководитель

Доцент кафедры анатомии и биологической антропологии, преподаватель

Ргуфксмит, г. Москва.

Должностные обязанности и достижения:

Разработка лекционного курса по биологии с основами экологии, анатомии человека, экологии человека, анатомии ЦНС, физиологии ЦНС, Концепции современного естествознания, Антропологии. Проведение практических занятий по анатомии человека, физиологии, экологии, охране окружающей среды, валеологии.

Помощник ректора по науке

Организация и курирование научной работы института. Проведение научных конференции и мероприятий. Чтение лекции на кафедре антропологии и психологии по дисциплинам: Анатомия ЦНС, Физиология ВНД, Антропология, КСЕ и экология человека

Программа для специальности: 1-02 04 05 География. Дополнительная специальность Факультет естествознания

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной и

информационно-аналитической работе

учреждения образования «Белорусский

государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

_______________________ В.М.Зеленкевич _______________________

Регистрационный № УД-_____________/р.

Практические (семинарские) Зачет 8

занятия 40

Лабораторные

занятия 20 Курсовой проект (работа) 8

Всего аудиторных часов по дисциплине 130

Всего часов Форма получения

по дисциплине ^ 262 высшего образования очная (дневная )

Составитель: старший преподаватель Пугач Валентин Валентинович

г.

Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы для ВУЗов по дисциплине «Методика преподавания географии»

Утверждена __________________ г.

Регистрационный № ТД- _____________ /тип.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры экономической географии и охраны природы

протокол № 11 от 25.06. г.

Заведующий кафедрой

____________ М.Г. Ясовеев

Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета естествознания Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

протокол № 8 от 27.06. г.

Председатель Совета

__________ Н.В. Науменко

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Методика преподавания географии» предусмотрена образовательными стандартами и типовыми учебными планами подготовки студентов по специальности 1–02 04 05 «География. Дополнительная специальность» относится к циклу общепрофессиональных и специальных дисциплин. Содержание настоящей программы разработано с учетом изучения дисциплины «Методика обучения географии» студентами специальности 1–02 04 02 « География».

Во всем мире развиваются процессы обновления школьного образования, в том числе географического, в направлении усиления его мировоззренческого и общекультурного значения. Современная белорусская методическая наука, интегрируясь в мировое образовательное пространство, следуя мировым тенденциям развития образования, активно разрабатывает, апробирует и внедряет инновационные педагогические идеи в практику работы высших учебных заведений и средних общеобразовательных школ.

Содержание школьного предмета «География» должно отражать современное состояние и достижения географической науки с одной стороны, с другой - быть сориентировано на достижение учебно-воспитательных целей, поставленных национальной системой образования, с третьей – быть основой для конструирования психолого-дидактического сопровождения процесса обучения. Только при таких условиях можно говорить о формировании у школьников политической культуры, становлении географического, экономического, эколого-природоохранного мышления, что предполагает гармоническое вхождение подрастающего поколения в жизнь мирового сообщества с одновременным осознанием себя гражданином своей страны.

Подготовке учителей географии, способных реализовывать эти цели, должна содействовать дисциплина «Методика преподавания географии».

Особенность дисциплины «Методика преподавания географии», заключается в том, что в процессе её изучения студенты, решая профессиональные задачи (обучаясь формулировке и реализации целей обучения, воспитания и развития посредством школьного географического

содержания), должны использовать знания, которые были получены ими при изучении дидактики, теории воспитания и психологии. Таким образом, «Методику преподавания географии» можно отнести к интегрированным дисциплинам (предметы психолого-педагогического и географического циклов).

Цель изучения дисциплины — сформировать у студентов, будущих учителей географии понимание теоретических и методологических основ методической науки, научить творческому применению полученных знаний при обучении географии в школе.

Основные задачи дисциплины:

сформировать представление о методике преподавания географии как науке, её проблемах и приоритетных направлениях развития

раскрыть основные положения методики преподавания географии, обеспечивающие организацию и осуществление учебно-воспитательного процесса в условиях классной и внеклассной работы

раскрыть методические особенности организации учебной работы на разных уровнях познавательной деятельности и проведения уроков разных типов и видов, методические приемы работы с разнообразными средствами обучения

ознакомить студентов с передовым педагогическим опытом организации учебно-воспитательного процесса по географии в ближнем и дальнем зарубежье, применением современных педагогических технологий.

Результатом изучения дисциплины следует считать полученные студентами теоретические знания и практические умения по методике преподавания географии в средних общеобразовательных учреждениях.

В результате изучения курса «Методика преподавания географии» студент должен знать :

основные методы обучения, типы и формы уроков

подходы к организации содержания школьной географии

критерии эффективности обучения географии

определять критерии отбора содержания, форм и методов обучения

составлять тематические и поурочные планы

проводить анализ урока географии.

Умение студента определять и объяснять покомпонентную структуру программного материала поможет ему выявить место конкретной учебной темы в системе предметного географического содержания. Это, в свою очередь, позволит ему определить задачи и место урока в системе учебных занятий, перспективы формирования систем географических знаний школьников, организовать и провести работу по автоматизированному контролю учебных достижений учащихся на основе использования тестовой инструментальной среды «10–балльный мониторинг», разнообразных по методическим характеристикам компонентам интерактивных систем опроса. В дисциплине «Методика преподавания географии» рассматривается процесс построения системы уроков на основе структурирования содержания учебного материала, обоснованного отбора целей и задач обучения, а также связанных с этим критериев отбора форм, методов и средств обучения.

Необходимым условием успешного формирования географических знаний является определение их как объекта научно-теоретического мышления. С этой целью программа дисциплины предусматривает анализ студентами систем знаний и выделение в них фактов и представлений, понятий, причинно-следственных связей, закономерностей. Дисциплина «Методика преподавания географии» как частная дидактика содержательно связана с дисциплинами психолого-педагогического цикла, а также с дисциплинами, обеспечивающими специальную географическую подготовку: «Общая геология», «Общее землеведение», «Физическая география материков и океанов», «Географическое краеведение», «Социальная и экономическая география мира», «Основы природопользования», «Социальная и экономическая география Беларуси».

Самостоятельная работа студентов определяется перечнем тем, раскрывающих сущность методики преподавания географии. Содержание самостоятельных работ включает в себя: методические подходы к отбору учебного материала, определение приемов и методов обучения в соответствии с уровнем сформированности знаний и умений школьников методику использования средств обучения на различных этапах урока разработку организационных форм учебно-воспитательногого процесса в соответствии с дидактическими целями подготовку и методику использования мультимедийного сопровождения урока. Структурно работы состоят из теоретической и практической частей и носят прикладной характер применительно к учебным курсам средней школы

Диагностика компетенций студентов по мере изучения дисциплины предполагает использование вопросов, заданий текущего, тематического и итогового видов контроля. Для осуществления текущего контроля целесообразно использовать вопросы и задания тестового характера, а также вопросы и задания, предложенные для собеседования. Тематический контроль предполагает предоставление отчетности в виде аннотаций, рефератов, сообщений, презентационных материалов по результатам исследовательской деятельности. Итоговый контроль осуществляется в форме зачета, экзамена.

Всего на изучение дисциплины по специальности 1–02 04 02 «География» и 1–02 04 05 «География. Дополнительная специальность» отводится 262 часа, из них аудиторных – 130 часов (70 – лекции, 20 – лабораторные занятия, 40 – семинарские занятия).

^ 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ

Тема 1.1. Введение. Объект и задачи методики обучения географии, её роль в обеспечении образования школьников

Объект изучения дисциплины – содержание школьной географии как учебного курса. Предмет методики обучения географии — содержание отдельных географических дисциплин, конкретные методы, формы и средства обучения, предназначенные для реализации учебно-воспитательных целей, стоящих перед школьным предметом «география». Задачи методики обучения географии заключаются в научном обосновании целей, содержания школьной географии, различающегося по степени опосредованности отношения к действительности различного рода абстракций, которые формировались в ходе исторического процесса познания, а также форм и методов, средств обучения, обеспечивающих организацию учебного процесса. Основные понятия и категории дисциплины. Реализация культурологического подхода в географическом образовании средствами науки «Методика обучения географии». Роль географического образования в воспитании человека, гражданина страны как будущего рационального пользователя природными богатствами своего государства.

^ Тема 1.2. Методика обучения географии как наука

Цели методики обучения географии. Ключевые проблемы методики обучения географии — оптимальный отбор целей, содержания, форм, методов и средств обучения. Объективно существующие связи между этими проблемами. Эволюция взглядов на их решение в Беларуси и за рубежом.

Методы исследования в методике преподавания географии. Теоретическая группа методов: типологический подход как один из видов классификации по существенным признакам (понимание типа как единицы расчленения изучаемой реальности, конкретной идеальной модели исторически развивающихся объектов) математический и статистический методы как способы определения эффективности используемых форм и методов обучения системно-структурный анализ, позволяющий рассматривать содержание учебного предмета «География», формы организации учебного процесса, методы и средства обучения как компоненты конструируемой дидактической системы литературный исторический подход в изучении опыта, состояния и перспектив развития методики преподавания географии.

Эмпирические методы: наблюдение отдельных компонентов методической системы, разработанной и внедренной в процесс преподавания географии беседы с учителями, родителями и учениками анкетирование изучение школьной документации.

Методическое исследование (педагогический эксперимент) как обобщение теоретических и эмпирических методов исследования в методике обучения географии. Этапы педагогического эксперимента: определение проблемной области исследования объект и предмет исследования цель, гипотеза, задачи исследования выбор методов исследования подготовка экспериментальной базы, организация и проведение эксперимента. Основные направления исследований методической науки в Республике Беларусь.

Связь методики преподавания географии с другими науками. Методика преподавания географии — частная дидактика. Методологические основания становления и развития методики обучения географии.

Взаимовлияние и теоретико-практическое взаимообогащение методики и дидактики. Реализация общедидактических принципов обучения в методике обучения географии.

Географические науки и методика преподавания географии. Объект и предмет географической науки. Предмет географической науки – объект дисциплины «География», его отражение в содержании школьного предмета. Роль методики преподавания географии в создании дидактической конструкции «школьный предмет «География»».

Использование достижений философии как науки о познании окружающего мира в решении проблем методики обучения географии. Диалектический материализм как общенаучный метод познания. Отражение основных положений диалектического материализма в содержании школьного предмета. Философско-методологические основания развития методической науки, организации и осуществления учебно-воспитательного процесса по географии.

Влияние современных психологических теорий на развитие методики обучения географии как науки и процесс обучения географии в школе. Учет психолого-возрастных особенностей школьников при конструировании школьного предмета «География» и организации учебно-воспитательного процесса. Основные положения работ психологов разных школ: Н.А. Менчинской, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной, Е.Н. Кабановой –Меллер, А.Н. Леонтьева, Ж. Пиаже. Реализация теоретических выводов психологической науки в содержании школьной географии и методике ее преподавания. Взаимообусловленность мыслительной и практической деятельности школьников при изучении школьной географии. Единство процессуально-содержательной деятельности школьников и типов мышления – неотъемлемое условие формирования в сознании обучаемых целостной, адекватной реалиям территориально определенного мира, картины об изучаемых географических объектах, процессах, явлениях.

^ Тема 1.3. Развитие школьной географии и методики ее преподавания

Начальный период – рубеж 17-18 столетий. Причины появления географии как отдельного предмета в школе. Формирование нового типа социально-экономических отношений в Российской империи. Влияние работ М. В. Ломоносова, В. М. Татищева, К. Д. Ушинского, Д.Д. Семенова, А.С. Баркова на развитие школьной географии и методики ее обучения. Русское географическое общество как распространитель и популяризатор географической науки в обществе. Учебные программы и учебники по географии в конце 19 - начале 20 века.

Советский период. Деятельность комиссии под руководством Д.Н.Анучина по созданию комплексных программ. Комплексные программы, как попытка создания интегрированных школьных курсов. Постановления ЦК ВКП(б) СНК СССР 1932 и 1934 гг. их роль в развитии школьной географии и методики ее обучения. Журнал «География в школе», как всесоюзная экспериментальная площадка обсуждения передового опыта преподавания географии в школе. Работы В.П. Буданова, А. А. Половинкина, Н. Н. Баранского, М. К. Ковалевской, В. П. Максаковского, А. В. Даринского, И.С. Матрусова, М.В. Рыжакова, В.П. Голова – пример становления и развития теоретико - методологической базы методики обучения географии.

Концепция географического образования в Республике Беларусь. Состояние и перспективы развития среднего географического образования в Республике Беларусь. Вклад белорусских ученых в методическую науку. Работы белорусских ученых: А. Смолича, B.А. Жучкевича, П.А. Лярского, А.Ф. Прохорчика, C.И. Сидора, О.Ф. Якушко, посвященные школьной географии и методике ее преподавания, вопросам краеведения и изучения своей республики. Формирование учебно-методического обеспечения уроков географии в национальной школе. Дидактико-методические основания разработки и создания интегрированных школьных курсов по географии в работах С.И.Сидора.

Основные теоретико-методические подходы к преподаванию географии в средних учебных заведениях за рубежом.

^ Тема 1.4. Современные требования к содержанию школьной географии

Государственный образовательный стандарт как ориентир для конструирования содержания географического образования в средней общеобразовательной школе.

Место учебной программы в работе учителя географии. Анализ школьной программы по географии.

Приоритетные направления совершенствования содержания школьной географии: гуманизация, экологизация, экономизация, социологизация, усиление практической направленности, краеведческая направленность. Принципы отбора и конструирования содержания школьных программ по географии: общедидактические принципы (научности, системности и последовательности, доступности и посильности, сознательности и активности, связь с жизнью), учет роли краеведческого принципа, интеграция физической и экономической географии, комплексность, конструктивность, прикладная направленность географической информации. Сущность географического краеведения. Задачи, формы школьного географического краеведения. Краеведческий принцип обучения географии. Цели школьной географии.

Компоненты содержания школьной географии. Методологические знания. Роль методологических знаний в образовании, развитии и воспитании школьников на уроках географии. Ведущие мировоззренческие идеи: материальность пространственно определенного мира в пределах географической оболочки Земли материально-диалектическая определенность сосуществования человеческого общества и природы идея диалектичности отношений в естественно-географическом и экономическом мире человеческого сообщества идея рационального использования природных ресурсов как основы устойчивого развития человечества идея воспитания гражданской позиции школьников на основе формирования нравственно-зрелой личности с убеждениями патриота и интернационалиста, осознающей необходимость соблюдения национальных интересов и международного сотрудничества. Теоретические знания (понятия, причинно-следственные связи, законы, закономерности, теории), их значение в географическом образовании школьников и отражение в содержании школьной географии. Эмпирические знания (представления и факты), их роль в формировании теоретических знаний. Умения (специфические географические и общеучебные). Необходимость оптимального соотношения знаний и умений в процессе обучения географии.

^ Тема 1.5. Методы обучения географии

Метод обучения как способ достижения учебно-воспитательных целей. Значение классификации методов в моделировании учебного процесса, отборе содержания и повышении эффективности обучения. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности. Классификация методов обучения по источникам знаний. Бинарный характер классификации методов обучения географии, обусловленный объект-субъектными взаимосвязями, характеризующими процесс познания. Объект процесса познания – географическая реальность в естественной ситуации или отображенная в виде специально изготовленных средств обучения. Субъект процесса познания – учащийся. Преимущества и недостатки методов обучения. Основные критерии их применения. Обусловленность выбора методов обучения в связи с определением уровней познавательной деятельности учащихся. Уровни познавательной деятельности учащихся как основание для конструирования учебного процесса по географии..

^ Тема 1.6. Практическая и самостоятельная работа на уроках географии

Сущность понятия «самостоятельная работа». Ее роль в формировании географических знаний и умений. Цели и задачи самостоятельной работы по географии. Эволюция взглядов на самостоятельную работу в методике обучения географии. Соотношение воспроизводящей и творческой деятельности учеников при выполнении самостоятельных работ по географии. Классификации самостоятельных работ, принятые в методике обучения географии (по М.К. Ковалевской). Методика организации и проведения самостоятельных работ по географии. Роль практической работы в формировании географических умений, закреплении теоретических и формировании эмпирических знаний. Место практической работы на местности в географическом образовании школьников. Роль домашней работы в непрерывности обучения, в закреплении знаний и умений, в развитии самостоятельности.

^ Тема 1.7. Проблемный подход в обучении географии

Характеристика проблемного обучения. Его психолого-педагогическая сущность. Движущие силы проблемного обучения — противоречия между уровнем развития знаний и умений учащихся и познавательными задачами. Сущность категорий «проблема» и «проблемная ситуация». Этапы реализации проблемного подхода в обучении географии. Методика организации познавательной деятельности при осуществлении проблемного подхода в преподавании географии.

^ Тема 1.8. Формирование географических знаний и умений Географические понятия как одна из форм отражения мира на ступени познания, связанной с применением языка. форма обобщения предметов и явлений. Методика формирования географических понятий, индуктивный и дедуктивный пути их выработки у школьников. Критерии в соответствии с которыми понятие считается усвоенным.

Причинно-следственные связи в содержании школьной географии как отражение диалектико-материалистической реальности существования природных и социально-экономических объектов и явлений. Роль причинно-следственных связей в развитии интеллектуальных умений школьников. Методика изучения причинно-следственных связей. Методические приемы формирования у учащихся умения различать категории «причина» и «следствие», а также находить в окружающей действительности, описывать и объяснять связи между географическими объектами на репродуктивном, эвристическом и творческом уровнях.

Методика формирования знаний о географических закономерностях. Географические закономерности как совокупность взаимосвязанных по содержанию законов, обеспечивающих устойчивую тенденцию или направленность в изменениях природных или социально-экономических системах. Этапы формирования. Характеристика основных географических закономерностей в школьном курсе географии и методика формирования знаний о них.

Представления как эмпирические знания. Место и роль представлений в системе географического образования. Методика формирования географических представлений. Формирование наглядно–чувственного опыта (эмпирических знаний и специфических географических умений) учащихся посредством краеведческого материала, инструментального изучения географических объектов, явлений.

Роль географических фактов в развитии, образовании и воспитании школьников. Факт объективный – фрагмент реальности, который составляет объект человеческого познания, и факт научный – отражение объективного факта в человеческом сознании. Источники фактов в содержании школьной географии. Методика использования фактов в обучении географии. Методическая ценность фактов в процессе формирования теоретических знаний. Критерии отбора фактического материала в процессе подготовки учителя к уроку.

Географические умения. Взаимосвязь процессов формирования умений и теоретических знаний при изучении географии. Формирование эмпирических знаний при осуществлении внешней (практической) деятельности учащимися. Виды умений: умения специфические географические, общеучебные, интеллектуальные. Соотношение понятий «учебный прием» и «учебное умение». Роль географических умений в формировании географической культуры учащихся. Этапы и методика формирования географических умений.

Источники: http://www.right777.ru/index4.html, http://msk.superjob.ru/resume/docent-kafedry-antropologii-8403921.html, http://www.ignorik.ru/docs/programma-dlya-specialenosti-1-02-04-05-geografiya-dopolni.html%3Fpage%3D7

Категория: Справочник | Добавил: gorno-altaisk-38822 (20.06.2015)
Просмотров: 428 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Приветствую Вас, Гость!
Суббота, 09.11.2024